Сплочения юнкерства и монополистической буржуазии

В порядок дня снова стала «политика сплочения», сплочения юнкерства и монополистической буржуазии в целях, подавления рабочего движения и развертывания «мировой политики». При поддержке самых влиятельных кругов финансового капитала Тирпиц усиленно разрабатывал новую морскую программу. Эти круги торопились получить новые огромные заказы. Владельцы верфей, магнаты тяжелой промышленности, пушечные короли, действуя под наблюдением и общим руководством нескольких крупнейших банков, предусмотрительно создали ринг, чтобы продиктовать правительству при размещении заказов высокие цены. Тирпиц также стал торопиться по своим соображениям: он считал, что второй морской закон можно будет легче провести — не позднее осени 1900 г., пока Англия занята войной в Южной Африке.

Но со взглядами рейхсканцлера уже никто не считался. 18 октября Вильгельм в Гамбурге произнес большую речь, в которой возвестил, что Германия нуждается в сильном флоте. Через десять дней Тирпиц поместил официозную статью о флоте. То был пробный шар. Реакция была немедленной. Еще раньше на страницах своего лейборгана «Kreuzzei — tung» аграрии издевались по поводу «флотского энтузиазма», питающегося закулисными субсидиями крупных капиталистов. Теперь они открыто заявляли, что не собираются поддерживать новую, столь дорого стоящую затею. «Это сопротивление,— писал Тирпиц,— усиливается благодаря военным кругам, которые в развитии флота видят ущерб для армии». Во всяком случае он не собирался капитулировать ни перед теми, ни перед другими. Он предложил правительству заручиться поддержкой католического центра и либеральных партий всех оттенков, предоставив им какие-нибудь уступки. В частности, он рекомендовал, чтобы правительство заплатило центру отменой закона против иезуитов. Это предложение не встретило сочувствия, но правительство начало вести переговоры с лидерами центра.

Категория: Культура
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.