Прусское финансовое предприятие

Действительно, поездка Вильгельма в Турцию имела крупные результаты. «Перед германской промышленностью и перед германской торговлей открываются широкие горизонты»,— сообщал Бюлов. В данном случае успех был обеспечен потому, что одновременно с Вильгельмом и Бюловым в Константинополь приехал директор «Немецкого банка» Сименс. Здесь снова был поднят вопрос о строительстве Багдадской железной дороги. Сначала Сименс сумел убедить Бюлова в необходимости привлечь к участию в строительстве прусское финансовое предприятие «Seehandlung». Затем с германской стороны была предпринята атака на султана, чтобы вырвать у него согласие предоставить концессию на строительство этой дороги. Переговоры с султаном вели Сименс и Вильгельм, каждый в отдельности. Достигнутый успех Бюлов несколько позднее характеризовал в следующих словах: «Получение концессии на строительство порта в Хайдарпаше, концессия на прокладку немецкого кабеля между Констанцей и Константинополем, укрепление существующих деловых отношений между турецким правительством и крупными немецкими фирмами. Благодаря концессии на прокладку кабеля мы получаем непосредственную телеграфную связь с Константинополем, которая, как можно предвидеть, будет началом новой линии мирового значения. Сюда относится также план продления Анатолийской дороги до Багдада, которая, нужно надеяться, станет основой экономического освоения Малой Азии». Так, в результате поездки Вильгельма II в Константинополь, Иерусалим и Дамаск началась новая полоса не только экономической экспансии, но и, как отметил В. И. Ленин, ко — лониальной политики германского империализма на Ближнем Востоке. Это означало обострение англо-германских противоречий и на этом театре мировой политики.

В конце января 1899 г. султан издал ираде (указ) о предоставлении Анатолийскому обществу железных дорог концессии на сооружение крупного порта в Хайдарпаше. Эта концессия, как отметил Маршалль, открывала большие перспективы для дальнейшего проникновения германской торговли и германских капиталов в Малую Азию. Ираде султана знаменовало собой и значительное усиление политического влияния Германии в Турции. В то же время в Берлине руководители «Немецкого банка» и ведомства иностранных дел обсуждали вопрос об Осуществлений намеченных планов строительства Багдадской железной дороги. Переговоры протекали в очень быстром темпе. Бюлов уже не только не возражал против этих планов, но, наоборот, выступал в качестве активного их сторонника. Сименс также считал, что нужно поскорее приступить к осуществлению намеченных планов.

Категория: Культура
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.