Проект железнодорожного строительства

В марте эти переговоры были продолжены в Берлине, куда, «как буревестник перед бурей», явился Сесиль Родс. В связи с подготовлявшейся им войной в Южной Африке он хотел прощупать, каково отношение политических кругов Германии к судьбе Трансвааля, а заодно урегулировать и некоторые вопросы, касавшиеся английской и германской политики в Африке. В беседе с Сесилем Родсом Вильгельм пространно изложил свои широкие планы проникновения в Малую Азию, но, разумеется, только в их экономическом аспекте. Со своей стороны, Сесиль Родс изложил свой грандиозный проект железнодорожного строительства Кептаун — Каир и заметил, что, поскольку Германия не будет мешать его «строительству» новой британской колониальной империи в Африке, он готов признать, что будущее Германии заложено в Малой Азии и на берегах Двуречья. Такое отношение к германским проектам Багдадской ж. д. было в тот момент довольно распространено в тех кругах британского империализма, которые в первую очередь заинтересованы были в южноафриканской авантюре. Бальфур, лорд казначейства, заверял немцев, что Англия не предполагает создавать Германии затруднения в Малой Азии. Он заверял его также в том, что Англия не будет возражать, если германские капиталисты получат концессию на сооружение Багдадской ж. д. Чемберлен, которого Сесиль Родс ознакомил с германскими планами проникновения на Ближний Восток, пошел еще дальше. Несколько позднее он задумал превратить эти планы в одну из основ англо-германского сближения, направленного против России. Проникновение немецкого капитала в Малую Азию являлось, по его мнению, меньшим злом, нежели проникновение туда французского или русского капитала. Чемберлен готов был признать экономические и даже колониальные претензии Германии в Малой Азии взамен благожелательного отношения Германии к английским монопольным претензиям «в других пунктах»: он имел в виду усиление позиций Англии в Марокко и, в частности, захват Танжера. Таким образом, он искал поддержки Германии и для вытеснения Франции из Северной Африки. С другой стороны, британский министр колоний стремился к тому, чтобы английские капиталисты стали соучастниками германского железнодорожного предприятия в Малой Азии, и с этой целью вступил в личный контакт с директором «Немецкого банка» Сименсом.

Категория: История
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.