Немецкие круги колониальных и финансовых дельцов

Это соглашение имело особое значение потому, что некоторые немецкие круги колониальных и финансовых дельцов намеревались тогда заняться железнодорожным строительством в Африке. Ганземан, директор банка «Учетное общество», готов был предоставить капиталы, но их было недостаточно. Тогда Гартман, близкий родственник гамбургского купца и судовладельца Вермана, взялся мобилизовать недостающие миллионы. В Дессау уже давно существовал «Комитет Центральной железной дороги в Германской Восточной Африке», деятельность которого заключалась в том, что он ни одного метра пути не проложил. Но теперь, когда стало известно, с какой горячностью Сесиль Родс начал продвигать свой проект трансафриканской железной дороги, этот комитет крайне забеспокоился по поводу судьбы своих проектов. По проекту Сесиля Родса железнодорожная магистраль, соединяющая юг и север африканского континента, могла быть проложена или через территорию Германской Юго-Восточной Африки или несколько западнее — через Бельгийское Конго. Оба эти проекта были для немцев невыгодны, в особенности еще и потому, что, по сведениям Гартмана, Сесиль Родс, затратив в Лиссабоне на подкуп различных лиц несколько тысяч фунтов стерлингов, получил концессии на строительство порта в Тайгербее и железной дороги в Анголе. И хотя, вероятно, он не собирался строить эту дорогу, но его концессия срывала германские планы строительства трансафриканской дороги с запада на восток.

В этих условиях заинтересованные немецкие капиталистические круги видели свою задачу в том, чтобы взять менее невыгодный вариант и превратить его в более выгодный. Если бы Сесиль Родс начал прокладывать свою дорогу с юга на север через Бельгийское Конго, он мог бы сорвать германские планы дороги (с запада на восток) и, кроме того, мог бы действовать независимо от Германии. Было поэтому сочтено менее невыгодным согласиться на то, чтобы Сесиль Родс прокладывал свою дорогу через Германскую Юго-Восточную Африку при условии, что участок, пролегающий через эту территорию, будет построен на германские капиталы и под германским контролем. Однако, прежде чем пойти в «компанию» с Сесилем Родсом, Гартман хотел «сплотить все силы», чтобы, опираясь на них, можно было противостоять тому же Сесилю Родсу: он предлагал поскорее договориться с администрацией Бельгийского Конго и португальских колоний, чтобы построить железную дорогу, которая пересекала бы Африку с востока на запад, причем до того, как Сесиль Родс приступит к практическому осуществлению своего проекта трансафриканской дороги. Тогда, даже находясь в «компании» с Сесилем Родсом, германский капитал мог бы диктовать ему свои условия. На этих условиях и «Пангерманский союз» готов был поддержать соглашение с Англией.

Категория: Культура
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.