На крыле радикальных перемен в современной школе выступают сторонники более сбалансированной культуросообразной парадигмы предлагая преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу деятельностного, сделав его более практикоориентированным, пригодным для использования в повседневной жизни каждым выпускником школы, опираясь на традиционные предметные знания, востребуя их для объяснения жизненно важных проблемных ситуаций с целью формирования у подрастающих поколений социально значимых гуманистических ценностей. (А.Н Захлебный, 2004). В связи с этим необходимы новые программы, учитывающие «смену приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: от концепции, ориентированной на потребности личности и их удовлетворение к новой — индивидуально ориентированной на личностное развитие, основной целью которой является самоактуализация и полное раскрытие индивидуального потенциала ребенка» (Т.Е. Вежевич, 2003).
В настоящее время в области физической культуры и туризма, в системе дополнительного образования, создаются и апробируются на экспериментальных площадках муниципальной школы туристского экологического образования (ШТЭО) г.Северобайкальска и Лаборатории активного туризма (ЛАТ) г.Улан-Удэ экспериментальные программы, направленные на решение проблемы по развитию жизнеспособной, социально-активной позиции личности.