ЛУАЗ: 40 лет бездорожья

LUAZ 40 let bezdorozh`iaСтроительство будущего «ЛуАЗа» началось в 1951 году. Спустя четыре года на Луцком ремонтном заводе начали делать капитальный ремонт грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63, выпускать автомобильные запасные части и душевые установки. Именно 1955 год считается официальной датой рождения предприятия. Спустя еще четыре года завод сменил название и специализацию. Он стал называться машиностроительным («ЛуМЗ»)и специализироваться на выпуске автолавок, прицепов, рефрижераторов, а также кузовных деталей.

Корея или США

Существуют несколько версий появления луцких вездеходов. По одной из них, толчком к их созданию стало появление на вооружении США необычного транспортного средства – Mechanical Mule M-(705). Автомобиль предназначался для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и выполнения различных разведывательных и диверсионных операций. M-(705) представлял собой «стол на колесах», на котором водитель мог размещаться не только сидя, но и лежа, лицом по ходу движения. Кроме того, на корму авто выводился дополнительный рулевой вал, прикрепив к которому штатную «баранку», боец мог «вприсядку» следовать за машиной. Это позволяло водителю двигаться под обстрелом под прикрытием своего автомобиля. Автомобильная тележка многоцелевого назначения могла быть использована и для десантирования с воздуха (на парашюте). Итак, с лозунгом «сделаем больше и лучше» советские военные принялись за работу. Узнать технические характеристики ЛуАЗ тогда зайдите на сайт http://www.autoship.ru/tehnicheskie-harakteristiki/luaz/

Другая версия. На войне в Корее 1949 – 53 годов, куда СССР поставлял военную технику, в качестве автомобиля для эвакуации и перевозки раненых, а также подвоза боеприпасов к огневым позициям использовали ГАЗ-69. Автомобиль для этого не очень подходил. Учтя это, советские военные выдвинули конструкторам ряд требований по созданию своего транспортера переднего края (ТПК), среди которых было «умение плавать».

Опытным образцом стал ЗАЗ-967, на внешний вид которого повлиял появившийся в 1960 году Gaflinger AP 700, созданный австрийской фирмой Steyr-Puch. Хотя «австриец» и появился ненамного раньше луцкой машины, их сходство налицо.

Создание ТПК поручили специалистам НАМИ. Первый образец увидел свет в 1958 году. Прототип «Огонек», или НАМИ-049, со стеклопластиковым кузовом и двухтактным мотором Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью всего 22 л. с. получился не совсем удачным. Кузов оказался слабым для военных условий, мотор – маломощным, а подвеска не выдерживала десантирования с парашютом.

К разработке второго варианта подключили специалистов «АвтоЗАЗа». Они создали свой вариант транспортера переднего края, и их детище в 1962 году был рекомендовано к серийному производству. В итоге новый прототип «Целина» НАМИ-049А получил крепкий цельнометаллический кузов, 30-сильный мотор МеМЗ-969 и кованые торсионы в подвеске, что позволило без проблем десантировать машины с самолета.

Долгое время конструкторам не удавалось сделать надежный привод задних колес, поэтому серийный выпуск ТПК ЛуАЗ-967 стартовал только в 1975 году. Параллельно был разработан еще один вариант автомобиля, который отличался от 967-го удлиненным кузовом и наличием третьей оси. Это теоретически позволяло увеличить проходимость, грузоподъемность и скорость на воде, но воплотить в серии не удалось– на то время не было мощного двигателя.

Первый в СССР

Народное хозяйство страны также нуждалось в легком проходимом грузопассажирском автомобиле. По своим характеристикам для этих целей больше подходил 967-й. В гражданском варианте машину оснастили обычным кузовом, так что плавать авто уже не могло. Первые годы автомобиль производился лишь в переднеприводном варианте (кстати, подобный привод применялся впервые в Союзе). Выпуск новинки под именем ЗАЗ-969В стартовал в 1966 году с первой партии из 50 экземпляров. Одним из разработчиков нового автомобиля был Борис Фиттерман. Только благодаря его вмешательству разработанные технические условия для нового авто были согласованы во всех союзных ведомствах. Серийному производству луцких автомобилей дали «зеленый свет». Аббревиатура ЗАЗ в названии машины осталась от запорожских конструкторов, разработавших ее. В 1971-м автозавод освоил выпуск полноприводной версии ЗАЗ-969. В 1975 году автомобиль получил новый 40-сильный мотор и имя ЛуАЗ, хотя завод из машиностроительного в Луцкий автомобильный переименовали еще в декабре 1967-го.

Автомобиль быстро завоевал популярность в Союзе и не только. В 1978 году на международном автосалоне в Турине модернизированный ЛуАЗ-969М входит в десятку лучших авто Европы, а спустя год на международной выставке «Земля-кормилица» в Чехословакии удостаивается золотой медали. Признание автомобиль получил благодаря своей феноменальной проходимости. Способствовали этому короткая, всего 1800 мм, колесная база, короткие свесы и внушительный клиренс 280 мм благодаря применению колесных редукторов.

Гражданская версия машины получила имя «Волынянка», ведь на бортах опытных образцов красовалась надпись «Волынь», но украинское название не стало официальным. Луцкие машины получили свой буквенно-цифровой индекс.

В 1979-м идет в серию 969М, а спустя еще три года с конвейера в Луцке сходит 100-тысячный экземпляр. Хотя автомобиль был признан в Европе, его экспорт начался лишь в 1983 году. Годовой выпуск ЛуАЗов никогда большим не был (рекордное количество – 16500 машин произвели в 1990 г.), за 35 лет производства построено более 300 тысяч луцких вездеходов.

В 1991 г. государственные испытания проходит абсолютно новая модель ЛуАЗ-1301 с пластиковым кузовом, мотором и деталями салона от «Таврии». В 1994-м на смену ЛуАЗу-969М приходит новая машина под индексом 1302. Изменения в новинке в основном коснулись технической части, а внешне она почти ничем не отличалась от предшественницы. Так, на смену «воздушнику» пришел мотор от «Таврии», что положительно сказалось не только на снижении уровня шума, а и на скорости, динамике и расходе топлива. Спустя всего два года из-за отсутствия средств и комплектующих производство на «ЛуАЗе»практически остановилось.

Интересно появление грузовичка на базе «Волынянки», который создали исключительно для заводских нужд. В связи с этим машину, как и «первенца» ЗАЗ-969В, оснастили лишь передним приводом. В 1995-м грузовичок уже в полноприводном варианте запустили в серию.

Прощай, «луазик»?

Ситуация на заводе начала нормализоваться в 2000 году после приобретения контрольного пакета акций концерном «Укрпроминвест». В этом же году в Луцке наладили крупноузловую сборку ВАЗов и УАЗов, а спустя год было принято решение о снятии с производства ЛуАЗов, с формулировкой «морально устарел».

Как до продажи предприятия, так и после различные модификации ЛуАЗов на базе 1302-го и перспективного 1301-го часто демонстрировались на автомобильных выставках. Среди них интересна модель «Форос», которая была построена на базе старого ЛуАЗа и предназначалась для активного отдыха. Она была полностью открытой, а в движение ее приводил 3-цилиндровый дизельный двигатель Lambordini. Показывали зрителям и трехосную версию ТПК, спустя годы получившую дизель Малышевского завода и новое имя – «Геолог». Кроме того, заводом разработаны удлиненные версии ЛуАЗа с кузовом фургон, одна из которых оборудована под скорую медицинскую помощь.

Тем временем с конвейеров Луцкого автозавода сходила совсем другая техника. В 2002 году к ВАЗам и УАЗам добавились автомобили из Ижевска, началась сборка грузовичка Kia, немного позже к их семейству присоединились Isuzu и Hyundai.

В ноябре 2004-го с конвейера сходит 50-тысячный «ВАЗ». В 2005-м Луцкий автозавод входит в состав корпорации «Богдан», а осенью на предприятии начинается крупноузловая сборка легковых автомобилей Hyundai и Kia. В рамках двухгодичной программы развития корпорации «Богдан» уже в первом квартале этого года на Луцком автомобильном заводе будет начато производство автобусов «Богдан».

Категория: Статьи
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.