Бюджетная комиссия

Как раз в дни пребывания Сесиля Родса в Берлине рейхстаг обсуждал вопрос о железнодорожном строительстве в Африке. Накануне бюджетная комиссия отвергла предложение предоставить государственную субсидию на строительство железной дороги в Восточной Африке. Сесиль Родс посетил рейхстаг в тот момент, когда там разгорелись горячие споры и некоторые депутаты-пангерманцы бросили по его адресу несколько крепких слов. Но знаменательным было, что при всем том даже Хассе, председатель «Пангерманского союза», дал понять, что он вовсе не является противником соглашения с Сесилем Родсом. Это были новые слова. Другой пангерманец, пламенный энтузиаст железнодорожного строительства в германских колониях, граф Штольберг-Вер — нигероде, энергично поддерживал обширный немецкий план трансафриканской железной дороги и призывал рейхстаг поскорее отпустить средства на строительство железной дороги — для начала в Восточной Африке. Бухка, новый директор колониального департамента, следуя примеру одного из своих предшественников, доктора Кайзера, соблазнял рейхстаг тем, что если в Восточной Африке будет построена новая дорога, Германия сможет обеспечить себя собственным кофе. Рихтеру не стоило большого труда доказать, что ввиду конкуренции Бразилии, Явы и Суматры увеличение продукции германского кофе становится абсолютно нерентабельным. Между тем речь шла о том, чтобы затратить 60—70 млн. марок. «Немецкий банк» готов был принять участие в сооружении любой железной дороги, но только при одном условии: государственная гарантия 3.5% прибыли. Бюджетная комиссия не решилась предоставить такую гарантию, и тогда Бухка предложил строить дорогу на государственные средства. Рихтер считал это предложение наглостью. И действительно, экономически эта дорога могла бы обеспечить только доставку слонов для зоологического сада в Берлине и в Гамбурге. И тем не менее проект этой дороги имел в рейхстаге довольно влиятельных сторонников и притом преимущественно в пангерманском лагере (Хассе, граф Арним и др.). Все они представляли финансовую группу «Учетного общества» и «Комитета Центральной железной дороги в Германской Восточной Африке». Этого было достаточно, чтобы разглагольствовать в рейхстаге о «национальных интересах» и о поддержании «германского престижа» в Африке. Повидимому, Сесиль Родс вел с этой пангерманской группой закулисные переговоры, и небезуспешно. Во всяком случае соглашение о проведении английской телеграфной линии через территорию Германской Восточной Африки, по их мнению, в известной степени гарантировало, что и железнодорожные проекты Сесиля Родса будут в определенной части осуществляться при их участии и под их контролем. Главное же, они предполагали, что смогут использовать его проекты, чтобы осуществить свои собственные.

Категория: Культура
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.