Кремль проиграл Беларусь

lukashenko2503Пока Москва пыталась по-новому выстроить свои отношения с Брюсселем, Минск начал вести свою геополитическую игру. Возможным итогом в будущем станет ускоренное движение Беларуси в западном направлении в ущерб российским интересам на постсоветском пространстве. Украина могла бы использовать ситуацию себе во благо.

Белорусский аукцион

Европейцы одержали над Москвой очередную тактическую победу. Аккурат после того, как 19 марта Кремль отказал Александру Лукашенко в снижении цен на газ (216 долларов за тысячу кубометров) и выделении огромного кредита, Брюссель сделал свой ход. В ходе двухдневного саммита лидеров стран-членов ЕС, который завершился 20 марта, было решено, что Беларусь все-таки примут в программу «Восточное партнерство» (ВП).

Ранее брюссельские бюрократы поставили Бацьку перед фактом прямой зависимости попадания Беларуси в программу ВП от факта признания/непризнания независимости мятежных грузинских автономий. Подобные действия были бы очень на руку Москве, поскольку для легитимации осетин и абхазов одних РФ с Никарагуа явно недостаточно.

Но строящий в тот момент новый диалог с Брюсселем Лукашенко, которого российская агрессия явно испугала, решил с этим не спешить. В сентябре он передал подобное право Верховному совету, который, в свою очередь, назначил процедуру рассмотрения вопроса на 2 апреля 2009-го. А уже в текущем году выяснилось, что у законодательного органа Республики Беларусь весной во время весенней сессии на подобные мелочи… попросту нет времени.

«Этот день (2 апреля, — Авт.) символичен тем, что Александр Лукашенко должен будет выбрать: быть ему и далее изгоем на Западе, или же смягчить отношение к себе, — говорит Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики при НаУКМА. — Ведь его «пророссийскость» это лишь стереотип, особенно в последнее время, когда он уже не питает иллюзий сесть в кресло руководителя общесоюзного государства».

У действий Лукашенко существует и экономическая подоплека. Осенью 2008-го грянул кризис. В помощь союзнику Кремль выделил кредит в размере 2 миллиардов долларов. В ответ Бацька дал добро на объединение ПВО двух стран. Однако тех денег для преодоления финансовых проблем Минску оказалось явно недостаточно. По оценке московского аналитика Анны Козловой, ситуацию в Беларуси могла бы спасти сумма, эквивалентная 10 миллиардам. Лукашенко просил у Москвы еще и 100 миллиардов рублей инвестиций, однако и здесь получил отказ. А вот Евросоюз уже пообещал ссудить Минску 2,5 миллиарда долларов. Ещё 350 миллионов РБ получит по линии ВП. В общем, Брюссель выиграл у Москвы своеобразный геополитический аукцион. Напомним, что ко всему прочему, на Запад идет и половина белорусского экспорта (вторая продается в Россию).

Восточный экспресс евроинтеграции

Около года назад из недр Брюссельской бюрократии появилась идея «Восточного партнерства», новой стратегической программы как продолжения изрядно дискредитировавшей себя Европейской политики соседства. Инициативу предложили прибалты, шведы и поляки. Польша же выступила и главным лоббистом в Брюсселе.

В этом контексте российские злопыхатели намекают, что поляки хотят убить двух зайцев таким образом: и изрядную часть из бюджета программы «освоить» (2,1 миллиарда евро, по данным аналитика Сергея Шиптенко), и раскрутить маховик своей «ягеллонской» (восточной) внешнеполитической доктрины. На программу в течение ближайших лет ЕС намерен истратить треть внешнеполитического бюджета. Остальное — на подобный проект Средиземноморского сообщества, лоббируемый Парижем.

Первоначально предполагалось, что программу задействуют по отношению к Украине, Молдове, Азербайджану, Армении и Грузии. Однако со временем к этому своеобразному восточному экспрессу евроинтеграции было решено «прицепить» и РБ.

Аналитики отмечают, что существует внутрипрограммная диверсификация отношений Евросоюза с каждой из стран. Так, пророссийская Армения нужна европейцам, по мнению россиян, дабы ослабить РФ на Кавказе. Азербайджан ценен своими энергоносителями. В руках Молдовы отчасти приднестровская проблема. Беларусь — последняя тирания Европы и территория, по которой проходит изрядная толика транзита российской нефти и газа. А Украина и Грузия, опасаясь заклятого друга с севера, просто стремятся укрыться под зонтиком европейской безопасности.

Несколько позже было сделано
формально приглашение в программу и для России с Турцией. Однако Кремль посчитал «Европейское партнерство» антироссийской инициативой по типу ГУАМ, а потому с негодованием отказался. По некоторым данным известно, что в рамках программы на Беларусь выделят 350 миллионов евро, на Украину — 600, а на Молдову — 60.

«Это слабая программа с мизерным бюджетом, рассчитанным на вовлечение постсоветских стран в сферу влияния Брюсселя, который, однако, при этом не хочет брать на себя каких-то обязательств, — говорит Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии. — Для Беларуси подключение к нему является свидетельством выхода из изоляции. Здесь выгода очевидна».

«Сейчас Беларусь и Украина для Запада — так называемые серые зоны безопасности. Их стабильность непосредственно важна для Польши и стран Балтии, с геополитической точки зрения для Европы и как транзитные территории, — отмечает Алексей Гарань. — А Беларусь важна еще и с символической точки зрения — Лукашенко, как-никак, последний диктатор Европы. По отношению к ней будет действовать «политика наведения мостов» — сначала экономическая либерализация, а потом, через много лет, возможно и политическая».

Шанс Киева

Евробюрократы отмечают, что украинские дипломаты имеют все основания быть недовольными программой Восточного партнерства. И здесь комплименты из серии: «Украина — локомотив ВП», или «Киев дальше всех продвинулся на пути евроинтеграции» ситуацию не исправят. Главные векторы ВП не особо интересны нашему государству, поскольку, в этом направлении переговоры и так давно ведутся без всяких «партнерств». Тем более, в самой программе никак не обозначена даже отдаленная европерспектива отчизны, чего все годы мы так добивались.

«Что касается Восточного партнерства, то все зависит от наполнения этой программы», — подчеркивает Гарань. По словам политолога, все зависит от инструментов, заложенных в ней. Украину в частности интересует упрощение визового режима со странами Европы и зона свободной торговли с ЕС.

По словам Михаила Погребинского, в Украине программа вызвала недоумение у всех, особенно у представителей «оранжевого» крыла, которые рассчитывали на какие-то совершенно иные дивиденды за свое поведение в отношении Брюсселя и Вашингтона.

Иная точка зрения у Алексея Гараня: «В целом, если Беларусь пойдет на улучшение отношений с Западом, это скажется позитивно на ситуации в регионе. В частности, Россия уже не сможет использовать Минск против Украины». По его словам, если же Лукашенко попробует использовать так называемую «дипломатию по-восточному» и начнет тянуть резину, то Евросоюз также не будет спешить улучшать отношения. «С диктаторами всегда так сложно», — грустно констатирует политолог.

Однако, с другой стороны, даже из того факта, что Киев поставили в один ряд с тоталитарным Минском, коммунистическим Кишиневом, азиатским Баку, пророссийским Ереваном и проамериканским Тбилиси, можно извлечь определенную пользу. Андрей Веселовский, руководитель миссии Украины при европейских структурах, считает, что страна выиграет за счёт лидерства в этом объединении: «Мы будем показывать другим странам, в каком направлении им следует двигаться. А поскольку Евросоюз всегда ценит тех, кто помогает другим, то мы можем ожидать, что и взаимоотношения будут развиваться значительно быстрее».

А чем это не путь к региональному лидерству на постсоветских просторах?..

Автор: Сергей Климович

Источник: Подробности

Категория: События в мире
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.