10 конфликтов, требующих внимания в 2013 году

Каждый год в нашем мире возобновляются старые конфликты, разгораются новые, а в некоторых местах ситуация улучшается. Вот и для 2013 года штормовых туч — предостаточно. Горячие точки — как старые, так и новые — будут создавать проблемы для людей по всему миру. Безусловно, в любом списке есть элемент произвольности, и список кризисов, за которыми надо наблюдать в 2013 году, ничем в этом плане не отличается.

Приоритеты одного человека другому могут показаться чем-то второстепенным, а сигналы раннего предупреждения одного аналитика другому могут показаться паранойей. В некоторых ситуациях, например — в Центральной Азии, превентивные действия по-настоящему важны, поскольку пока сползания в хаос там не произошло. Сложнее предугадать, когда это произойдет и что станет причиной или поводом, а также — насколько серьезной окажется ситуация. В других местах, скажем, в Сирии, катастрофа уже началась, так что все разговоры о предотвращении там кризиса кажутся абсурдными. Это бессмысленно, если только речь не будет идти о недопущении эскалации и расширения этого кошмара.

Далее следует список из 10 главных кризисов в мире, куда не вошло продолжающееся насилие в Мексике, связанное с наркотиками, тлеющая напряженность в Восточно-Китайском море, а также возможный конфликт на Корейском полуострове после ракетного пуска, произведенного Пхеньяном. А если эта смесь окажется недостаточно взрывоопасной, в запасе есть новые руководители из Китая, Японии и с обеих сторон демилитаризованной зоны в Корее, которые вполне могут посчитать необходимым подкрепить свои националистические заявления агрессивными действиями. Я также не упоминаю предстоящие выборы в Зимбабве, продолжающуюся трагедию в Сомали, а также разговоры о войне в ответ на иранскую ядерную программу. Все это с полным основанием можно было включить в список первой десятки.

Сосредоточившись на отдельных странах, труднее выявить все те подводные течения и противоречия, возникающие в ходе многочисленных кризисов, с которыми мы можем столкнуться в будущем году. Поэтому, прежде чем мы пойдем по списку, вот четыре кратких примера проблем, не ограничивающихся национальными границами.

Выборы, как нам известно, накладывают огромную нагрузку на хрупкие системы государственного устройства. Это всеобщее и долгосрочное благо может порождать конкретное и кратковременное зло. На президентских выборах в Демократической Республике Конго в 2011 году справиться с этим злом не удалось, и сегодняшнее насилие в восточных провинциях ДРК — как минимум, отчасти — приводится в действие несостоятельностью государственной власти, которая по прошествии выборов еще больше усилилась. Внимание в будущем году будет приковано к Кении и Зимбабве, поскольку нам предстоит узнать, как они справятся со своими приближающимися выборами, и как на это отреагирует регион и весь мир.

Аналогичное противоречие лежит между двумя долгосрочными преимуществами справедливости, такими, как подотчетность и решение накапливающихся проблем, и действительностью, зачастую создающей непосредственную опасность. Йемен, Судан, Сирия, Ливия, Кения, Колумбия – во всех этих странах дебаты на тему «справедливость или мир» нуждаются в новом осмыслении.

Роль санкций в предотвращении конфликтов зачастую напоминает диалог глухих. Способствовали ли санкции переменам в Мьянме (которая также известна под названием Бирма), или ими просто наказали народ этой страны, а не правителей? Не создали ли они проблемы в Зимбабве вместо того, чтобы стать двигателем перемен? И самое важное: как санкции помогут ослабить иранский ядерный кризис, если они подают Тегерану сигнал о том, что их цель — не изменить поведение режима, а сменить сам режим? Может, мировому сообществу не следует поддаваться искушению и вводить санкции автоматически и по умолчанию в качестве ответа на любую возникающую ситуацию? Санкции могут быть эффективными только тогда, когда они являются составной частью общей и последовательной стратегии, а не ее заменой.

И наконец, два слова о власти закона. Слишком часто мы видим, как эта потрепанная фраза используется в смысле «власть в законе». То есть, правители-диктаторы, задействуя язык и атрибуты демократии, используют закон для преследования, но не для защиты. Поэтому мировое сообщество имеет обыкновение обучать и укреплять правоохранительные органы, которые, по мнению гражданско

Категория: События в мире
Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.

Комментарии закрыты.